Вход
Регистрация

Web Mining: основные понятия

Web Mining – применение методов и алгоритмов Data Mining для обнаружения и поиска зависимостей и знаний в сети Интернет.

Чтобы лучше понять предметную область, рассмотрим основные понятия и принципы сети Интернет.

Основные понятия и принципы

В таблице 1 приведено описание основных терминов и понятий, которые используются в данной статье.

Таблица 1 – Основные термины и понятия

Название Описание
Электронный портал Крупный сайт с разветвленной структурой, предоставляющий посетителям широкий спектр информации и услуг.
Веб-сервер Сервер, принимающий запросы от клиентов (часто веб-браузеров) и выдающий им ответы обычно вместе с HTML-страницей, изображением, файлом, медиа-потоком или другими данными.
Веб-лог Специальный файл, в который заносятся все действия пользователя на сервере.
Веб-контент Информационное содержимое интернет-страницы: текст, графика, мультимедиа.
Веб-структура Способ организации страниц на сайте и связей между ними.
Клик Нажатие клавиши компьютерной мыши (от англ. “click” – щелчок).
Протокол В данной статье под этим термином будет пониматься сетевой протокол – набор соглашений, который определяет правила обмена данными между различными программами.
IP-адрес Сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP (Internet Protocol).
Идентификация Присвоение посетителям сайта идентификатора и (или) сравнение его с перечнем уже присвоенных.
Авторизация Процесс подтверждения прав зарегистрированных пользователей на выполнение некоторых действий.
Клиент Компьютер или программа, посылающий(ая) запросы на сервер.
Гиперссылка Часть интернет-страницы (например, текст или рисунок), ссылающаяся на другой объект (файл, страницу) в сети Интернет.

Все сайты сети Интернет хранятся на веб-серверах. Чтобы получить страницу сайта, браузер посылает запросы на веб-сервер. В ответ на них возвращаются файлы, необходимые для формирования интернет-страницы в окне браузера. Эта идея наглядно продемонстрирована на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимодействие браузера и веб-сервера

Загрузив страницу, пользователь просматривает имеющуюся на ней информацию. После чего он может перейти на другую согласно структуре сайта, связи в которой устанавливаются посредством гиперссылок.

Для удобства навигации страницы могут быть объединены в категории, а они в свою очередь в разделы. Подобная структура изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример структуры веб-сайта

Внутри категорий между страницами может быть разнообразная структура (иерархическая, последовательная, сетевая). На большинстве сайтов предусмотрен быстрый переход с любой страницы на главную. В зависимости от выбранной структуры пользователь перемещается с одной страницы на другую. На рисунке 3 изображен фрагмент структуры сайта, где страницы пронумерованы согласно порядку их просмотра.

Рисунок 3 – Путь пользователя на сайте

Можно заметить, что между пятой и шестой просматриваемыми страницами прямой ссылки нет, но исходя из структуры совершенно очевидно, что после пятой страницы пользователь вернулся к первой. Отсюда полный его путь по сайту будет следующим: 1, 2, 1, 3, 4, 5, 4, 3, 1, 6, 7, 8, 7, 8, 9, 7, 6, 10.

Исходя из перечисленных особенностей размещения информации в сети Интернет возникают различные сложности анализа веб-данных. Рассмотрим их.

Сложности анализа данных из сети Интернет

Всемирная сеть сейчас содержит огромное количество информации, знаний. Пользователи на различных условиях могут просматривать всевозможные документы, аудио- и видеофайлы. Однако это многообразие данных скрывает в себе проблемы, которые могут возникнуть не только при анализе, но и при поиске необходимой информации в Интернет.

  1. Проблема поиска нужной информации связана с тем, что пользователь не всегда сразу может найти необходимые ему электронные ресурсы. Лишь небольшой процент ссылок среди предложенных поисковыми системами приводит к требуемым документам. Также труден поиск неиндексированной информации такими средствами.
  2. Проблема обнаружения новых знаний. Даже если найдено множество информации, для пользователя извлечение полезных знаний является довольно трудоемкой и непростой задачей. Сюда же можно и отнести сложности, связанные с осмыслением сведений, понятием тех идей, которые были вложены авторами.
  3. Проблема изучения потребителей связана с предоставлением пользователю информации, которая оказалась бы ему интересна. Это особенно актуально для электронных торговых порталов, которые могли бы "подсказывать" пользователю при выборе товара.

Обозначив сложности анализа веб-данных, вернемся к Web Mining. Рассмотрим его основные этапы.

Этапы Web Mining

В Web Mining можно выделить следующие этапы:

  1. входной этап (input stage) – получение "сырых" данных из источников (логи серверов, тексты электронных документов);
  2. этап предобработки (preprocessing stage) – данные представляются в форме, необходимой для успешного построения той или иной модели;
  3. этап моделирования (pattern discovery stage);
  4. этап анализа модели (pattern analysis stage) – интерпретация полученных результатов.

Это общие шаги, которые необходимо пройти для анализа данных сети Интернет. Конкретные процедуры каждого этапа зависят от поставленной задачи. В связи с этом выделяют различные категории Web Mining.

Категории Web Mining

  1. Анализ использования веб-ресурсов (Web Usage Mining).
  2. Извлечение веб-структур (Web Structure Mining).
  3. Извлечение веб-контента (Web Content Mining).

Рассмотрим их подробнее.

Анализ использования веб-ресурсов

Это направление основано на извлечении данных из логов веб-серверов. Целью анализа является выявление предпочтений посетителей при использовании тех или иных ресурсов сети Интернет.

Здесь крайне важно осуществить тщательную предобработку данных: удалить лишние записи лога, которые не интересны для анализа.

Каждый пользователь сети имеет свои индивидуальные вкусы, взгляды, в зависимости от которых он посещает те или иные ресурсы. Выявив, какие страницы и в какой последовательности открывал пользователь, можно сделать вывод о его предпочтениях. Анализ общих тенденции среди всех посетителей показывает, насколько эффективно работает электронный портал, какие его страницы посещаются больше всего, какие меньше.

На основе этого анализа можно оптимизировать сайт: найти ранее не замеченные проблемы в функционировании, дизайне и много другое.

Извлечение веб-структур

Данное направление рассматривает взаимосвязи между веб-страницами, основываясь на связях между ними. Построенные модели могут быть использованы для категоризации веб-ресурсов, поиска схожих и распознавания авторских сайтов.

В зависимости от поставленной задачи структура сайта моделируется с определенным уровнем детализации. В самом простом случае гиперссылки представляют в виде направленного графа:

$G = (D, L)$

$D$ – это набор страниц, узлов или документов; $L$ – набор ссылок.

Извлечение веб-структур может быть использовано как подготовительный этап для извлечения веб-контента.

Извлечение веб-контента

Поиск знаний в сети Интернет является непростой и трудоемкой задачей. Именно это направление Web Mining решает её. Оно основано на сочетании возможностей информационного поиска, машинного обучения и Data Mining.

Анализируется содержание документов: находятся схожие по смыслу слова и их количество. Затем решается задача кластеризации или классификации. Так документы группируются по смысловой близости.

Это направление может быть использовано для оптимизации поиска индексированных документов.

Общая взаимосвязь между категориями Web Mining и задачами Data Mining изображена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Категории Web Mining и задачи Data Mining

В бизнес-аналитике Web Mining решает следующие задачи:

  • описание посетителей сайта (кластеризация, классификация);
  • описание посетителей, которые совершают покупки в интернет-магазине (кластеризация, классификация);
  • определение типичных сессий и навигационных путей пользователей сайта (поиск популярных наборов, ассоциативных правил);
  • определение групп или сегментов посетителей (кластеризация);
  • нахождение зависимостей при пользовании услугами сайта (поиск ассоциативных правил).

В следующих статьях цикла будут подробнее рассмотрены вопросы Web Mining в части анализа использования веб-ресурсов.

Литература
  1. Markov Z, Larose D.T. Data-mining the Web : uncovering patterns in Web content, structure, and usage, - John Wiley & Sons Inc., 2007
  2. Анализ данных и процессов: учеб. пособие / А. А. Барсегян, М. С. Куприянов, И. И. Холод, М. Д. Тесс, С.И. Елизаров. – 3-е издание перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009