Web Mining – применение методов и алгоритмов Data Mining для обнаружения и поиска зависимостей и знаний в сети Интернет.
Чтобы лучше понять предметную область, рассмотрим основные понятия и принципы сети Интернет.
В таблице 1 приведено описание основных терминов и понятий, которые используются в данной статье.
Таблица 1 – Основные термины и понятия
Название | Описание |
---|---|
Электронный портал | Крупный сайт с разветвленной структурой, предоставляющий посетителям широкий спектр информации и услуг. |
Веб-сервер | Сервер, принимающий запросы от клиентов (часто веб-браузеров) и выдающий им ответы обычно вместе с HTML-страницей, изображением, файлом, медиа-потоком или другими данными. |
Веб-лог | Специальный файл, в который заносятся все действия пользователя на сервере. |
Веб-контент | Информационное содержимое интернет-страницы: текст, графика, мультимедиа. |
Веб-структура | Способ организации страниц на сайте и связей между ними. |
Клик | Нажатие клавиши компьютерной мыши (от англ. “click” – щелчок). |
Протокол | В данной статье под этим термином будет пониматься сетевой протокол – набор соглашений, который определяет правила обмена данными между различными программами. |
IP-адрес | Сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP (Internet Protocol). |
Идентификация | Присвоение посетителям сайта идентификатора и (или) сравнение его с перечнем уже присвоенных. |
Авторизация | Процесс подтверждения прав зарегистрированных пользователей на выполнение некоторых действий. |
Клиент | Компьютер или программа, посылающий(ая) запросы на сервер. |
Гиперссылка | Часть интернет-страницы (например, текст или рисунок), ссылающаяся на другой объект (файл, страницу) в сети Интернет. |
Все сайты сети Интернет хранятся на веб-серверах. Чтобы получить страницу сайта, браузер посылает запросы на веб-сервер. В ответ на них возвращаются файлы, необходимые для формирования интернет-страницы в окне браузера. Эта идея наглядно продемонстрирована на рисунке 1.
Загрузив страницу, пользователь просматривает имеющуюся на ней информацию. После чего он может перейти на другую согласно структуре сайта, связи в которой устанавливаются посредством гиперссылок.
Для удобства навигации страницы могут быть объединены в категории, а они в свою очередь в разделы. Подобная структура изображена на рисунке 2.
Внутри категорий между страницами может быть разнообразная структура (иерархическая, последовательная, сетевая). На большинстве сайтов предусмотрен быстрый переход с любой страницы на главную. В зависимости от выбранной структуры пользователь перемещается с одной страницы на другую. На рисунке 3 изображен фрагмент структуры сайта, где страницы пронумерованы согласно порядку их просмотра.
Можно заметить, что между пятой и шестой просматриваемыми страницами прямой ссылки нет, но исходя из структуры совершенно очевидно, что после пятой страницы пользователь вернулся к первой. Отсюда полный его путь по сайту будет следующим: 1, 2, 1, 3, 4, 5, 4, 3, 1, 6, 7, 8, 7, 8, 9, 7, 6, 10.
Исходя из перечисленных особенностей размещения информации в сети Интернет возникают различные сложности анализа веб-данных. Рассмотрим их.
Всемирная сеть сейчас содержит огромное количество информации, знаний. Пользователи на различных условиях могут просматривать всевозможные документы, аудио- и видеофайлы. Однако это многообразие данных скрывает в себе проблемы, которые могут возникнуть не только при анализе, но и при поиске необходимой информации в Интернет.
Обозначив сложности анализа веб-данных, вернемся к Web Mining. Рассмотрим его основные этапы.
В Web Mining можно выделить следующие этапы:
Это общие шаги, которые необходимо пройти для анализа данных сети Интернет. Конкретные процедуры каждого этапа зависят от поставленной задачи. В связи с этом выделяют различные категории Web Mining.
Рассмотрим их подробнее.
Это направление основано на извлечении данных из логов веб-серверов. Целью анализа является выявление предпочтений посетителей при использовании тех или иных ресурсов сети Интернет.
Здесь крайне важно осуществить тщательную предобработку данных: удалить лишние записи лога, которые не интересны для анализа.
Каждый пользователь сети имеет свои индивидуальные вкусы, взгляды, в зависимости от которых он посещает те или иные ресурсы. Выявив, какие страницы и в какой последовательности открывал пользователь, можно сделать вывод о его предпочтениях. Анализ общих тенденции среди всех посетителей показывает, насколько эффективно работает электронный портал, какие его страницы посещаются больше всего, какие меньше.
На основе этого анализа можно оптимизировать сайт: найти ранее не замеченные проблемы в функционировании, дизайне и много другое.
Данное направление рассматривает взаимосвязи между веб-страницами, основываясь на связях между ними. Построенные модели могут быть использованы для категоризации веб-ресурсов, поиска схожих и распознавания авторских сайтов.
В зависимости от поставленной задачи структура сайта моделируется с определенным уровнем детализации. В самом простом случае гиперссылки представляют в виде направленного графа:
$G = (D, L)$
$D$ – это набор страниц, узлов или документов; $L$ – набор ссылок.
Извлечение веб-структур может быть использовано как подготовительный этап для извлечения веб-контента.
Поиск знаний в сети Интернет является непростой и трудоемкой задачей. Именно это направление Web Mining решает её. Оно основано на сочетании возможностей информационного поиска, машинного обучения и Data Mining.
Анализируется содержание документов: находятся схожие по смыслу слова и их количество. Затем решается задача кластеризации или классификации. Так документы группируются по смысловой близости.
Это направление может быть использовано для оптимизации поиска индексированных документов.
Общая взаимосвязь между категориями Web Mining и задачами Data Mining изображена на рисунке 4.
В бизнес-аналитике Web Mining решает следующие задачи:
В следующих статьях цикла будут подробнее рассмотрены вопросы Web Mining в части анализа использования веб-ресурсов.