Метод, позволяющий произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений необходимости в них. Соответствующий алгоритм содержит четыре этапа:
- Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов как отношения среднего квадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых параметров
$$v=\frac {\sqrt{(\sum \limits_{i=1}^{n} x_i-\bar{x})\,/n}}{\bar{x}}\cdot 100\%$$
где Xi – значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период, n – число периодов. - Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации параметров.
- Распределение по категориям X, Y, Z.
- Графическое представление результатов анализа.
К категории X относят ресурсы, характеризующиеся стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10%.
Категория Y-ресурсы, для которых имеют место некоторые колебания потребности в них (например, сезонные) и средние возможности их прогнозирования. Значение коэффициента вариации – от 10 до 25%.
Категория Z-ресурсы, потребление которых нерегулярно, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации – свыше 25%.
Другим приложением XYZ-анализа является оптимизация ассортимента товаров или продукции. Тогда в категорию X попадает то, что дает стабильный и высокий доход, в категорию Y – средний, а в Z – падающий низкий и нестабильный.
В зависимости от особенностей бизнеса пороговые значения между категориями могут меняться. Например, для категории X может быть выбран диапазон 0 – 15%, для категории Y — 15% – 50%, а для категории Z — 50% – 100%.