Читаю я вашу дискуссию. Скажу свое мнение.
Современные ИНС конечно представляют собой простые (не совсем интеллектуальные) мат. методы: кластеризация, апроксимация.
Интеллектуальный метод решения задачи - решение задачи на основе сформированных(в процессе решения) моделей систем составляюшиех задачу. Модели естественно нужны для виртуальных "экспериментов". Интеллектуально решать задачу можно по разному - зависит от мощности моделирующего аппарата (т.е. насколько он способен обнаружить (и построить модели) систем в данных).
Главная проблема интеллектуального метода решения - это высокая вычислительная емкость (много переборов для обнаружения систем).
Современный формальный нейрон конечно слабо интеллектуален. По моему мнению: нейрон - это универсальный обнаружитель систем(любых) в данных(любых).
Обучение без учителя однозначно возможно и присутствует у человека - обучение видеть, слышать. Простенький пример у компьютеров - построение контестной модели текста (PPM) - если есть модель то есть прогноз - есть прогноз то можно построить план - составление плана действий важный признак интеллекта. Вообще понятие "обучение с учителем"(и др.) слишком расплывчатое:
- если один нейрон обучил другого нейрона - он был "учителем"?
- и если НС в целом была "без учителя"
- в итоге был "учитель"?
- а если одна НС(обучалась без "учителя") обучила вторую НС - она была "учителем"?
- и т.д.
Я считаю понятие "учитель" уйдет из интеллектуальных методов решения задач - когда будет сформирован хороший научный фундамент.
У меня есть практические и теоретические работы на эту тему, кому интересно, буду рад подискуссировать.