База знаний (Knowledge base) |
Технология для хранения сложной структурированной и неструктурированной информации в компьютерных системах. Содержит факты окружающего мира, а механизм вывода использует различные формы логики для получения новых знаний. |
Базис векторный (Basis of vector space) Базис векторного пространства |
Множество линейно независимых векторов векторного пространства, с помощью линейных комбинаций которых могут быть представлены все его остальные векторы. Размерность векторного пространства равна количеству векторов, составляющих его базис. |
Байесовский информационный критерий (Bayesian information criterion) BIC, Критерий Шварца, SC, Schwarz Criterion |
Критерий выбора статистической модели. Задача состоит в том, чтобы включить в модель минимум параметров, которые, тем не менее, вносили бы наибольший вклад в значение функции правдоподобия. Синонимы — BIC, Критерий Шварца. |
Байесовский классификатор (Bayesian classifier) Простой байесовский классификатор, Байесовская классификация, Наивный байесовский классификатор, Naive Bayes |
Семейство простых вероятностных классификаторов, основанных на использовании теоремы Байеса и «наивном» предположении о независимости признаков классифицируемых объектов. |
Байесовский подход (Bayesian approach) |
Направление в менеджменте, основанное на принципе максимального использования имеющейся априорной информации о процессах, ее непрерывного пересмотра и переоценки с учетом получаемых выборочных данных. Применяется при распределении капитальных вложений, управлении запасами и т.д. |
Балл отсечения (Cutoff score) Отсеченный балл, Граничный балл отсечения, Минимальный скоринговый балл, Пороговый балл, Clipping point, Cut score |
Минимально возможный скоринговый балл в кредитном скоринге, который необходимо иметь, чтобы претендовать на кредит |
Бенчмаркинг (Benchmarking) |
Технология управления и планирования деятельности предприятий, заключающаяся в непрерывном исследовании и оценке уровня продукции, услуг и методов работы других предприятий с целью совершенствования собственных методов работы. |
Бизнес-интеллект (Business Intelligence) Бизнес-анализ, Бизнес-аналитика, BI |
Методы и средства повышения эффективности бизнеса за счет использования систем поддержки принятия решений. Включает программную и техническую инфраструктуру для сбора, хранения и аналитической обработки бизнес-данных. |
Бизнес-логика (Business logic) Логика предметной области |
Система бизнес-правил, описывающих поведение объектов и процессов предметной области. В разработке программного обеспечения бизнес-логикой также называются реализующие ее программные модули. |
Бизнес-окружение (Business environment) Внешняя среда, Operating environment |
Совокупность внешних факторов, влияющих на работу компании (покупатели, конкуренты, госструктуры, тенденции рынка т.п.). Аналитические технологии Data Mining позволяют учитывать воздействие таких факторов при выработке управленческих решений. |
Бизнес-процесс (Business process) |
Система последовательных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и при поддержке определенных ресурсов входы процесса преобразуются в выходы (результаты), представляющие ценность для предприятия или потребителей. |
Бизнес-цикл (Business cycle) Economic cycle, Trade cycle, Экономический цикл, Торговый цикл |
Регулярные колебания уровня деловой активности относительно долгосрочной тенденции. Учет особенностей каждого этапа цикла важен при разработке стратегии анализа данных, методов их предобработки и выборе аналитических моделей. |
Бинарная классификация (Binary classification) |
Классификация с бинарной выходной переменной, которая может принимать только два значения. Относит объект к одному из двух классов. К бинарной может быть сведено множество задач классификации в Data Mining. |
Бинарная переменная (Binary variable) Двоичная переменная, Дихотомическая переменная |
Дискретная переменная, принимающая только два значения, например, 0 и 1, Да и Нет. Многие задачи анализа данных могут быть сведены к бинарной классификации — медицинская диагностика (болен/здоров), оценка лояльности клиентов (лоялен/не лоялен) и другие. |
Бифуркация (Bifurcation) |
В теории динамических систем — процесс перехода системы из некоторого критического состояния в новое и устойчивое, которому соответствует иная траектория перемещения в фазовом пространстве. |
Большие данные (Big data) |
Массивы данных, объемы которых настолько велики, что их обработка традиционными средствами становится неэффективной или невозможной. А также комплекс средств и методов для обработки и анализа таких данных. |
Брошенная корзина (Abandoned cart) |
В электронной коммерции ситуация, когда клиент при посещении веб-сайта компании добавляет в электронную корзину один или несколько товаров, но по какой-либо причине отказывается от завершения покупки до оформления заказа. |
Буква события (Event letter) |
Символьное обозначение события в Process mining-е для анализа и автоматизированной обработки процессов. |
Бустинг (Boosting) Усиление, Улучшение |
В теории машинного обучения — метод построения ансамбля моделей, при котором базовые модели обучаются последовательно и каждая последующая модель ансамбля применяется к результатам на выходе предыдущей. |
Бутстрап (Bootstrap) |
Статистическая процедура, основанная на выборке с замещением для определения точности выборочных оценок дисперсии, среднего, стандартного отклонения, доверительных интервалов и других структурных характеристик совокупности. |
Бэггинг (Bootstrap aggregating) |
В теории машинного обучения — метод построения ансамбля моделей, в котором обучение базовых моделей производится параллельно. Каждая модель обучается на отдельной выборке. Позволяет улучшить точность алгоритмов, уменьшить дисперсию ошибки и эффект переобучения. |