Матрица BCG (Boston Consulting Group Matrix)

Синонимы: Product portfolio matrix, Boston Box, BCG-matrix, Boston matrix, Boston Consulting Group analysis

Разделы: Бизнес-задачи

Аналитический инструмент, используемый компаниями для анализа линеек их продуктов, оптимизации распределения ресурсов, разработки маркетинговых стратегий, анализа портфелей и т.д.

В основе идеи метода лежит разделение продуктов компании на четыре категории:

Матрица BCG (Boston Consulting Group Matrix)

  • Звезды — высокий рост объема продаж и высокая доля рынка.
  • Дойные коровы — высокая доля на рынке, но низкий рост темпа объема продаж.
  • Собаки — темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт, как правило, низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего.
  • Трудные дети — низкая доля рынка, но высокие темпы роста. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками.

Построение матрицы BCG происходит в рамках решения задач стратегического анализа, прогнозирования продаж, формирования продуктовой линейки. Но такой подход слишком сильно упрощает ситуацию, не учитывая финансовую сторону вопроса. Более точный анализ товаров можно проводить с помощью методов Data mining.

Матрица BCG появилась в результате работы бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group) и предназначена для управления продуктовой линейкой. Она основана на изучении жизненного цикла товара и эффекта масштаба производства.