Вход
Регистрация

Войти c помощью аккаунта

XYZ-анализ

XYZ-analysis

Область применения

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от стабильности их потребления и точности будущего прогнозирования. С помощью этого метода можно определить товары, имеющие постоянный спрос, товары, продажи которых подвержены колебаниям (сезонность) и, товары, потребность в которых носит случайный характер.

Описание

Основная идея XYZ-анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации).

Формула для расчета коэффициента вариации:

$v=\frac{\sqrt{\frac{\sum \limits_{i=0}^{n}(x_i- \bar{x})^2}{n}}}{\bar{x}} \times100\%$,

где

$x_i$ — значение параметра по оцениваемому объекту за $i$-тый период,
$\bar{x}$ — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,
$n$ — число периодов.

Значение квадратного корня есть не что иное, как стандартное отклонение вариационного ряда, чем оно больше, тем дальше от среднеарифметического значения находятся анализируемые данные. При сравнении вариационных рядов между собой используют коэффициент вариации, он позволяет оценить насколько сильно значения параметра отличаются от среднеарифметического.

Категория X – ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

Категория Y – ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.

Категория Z – потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

Этот метод дает возможность определить запасы, которые не приносят большой прибыли или не входят в число наиболее дорогих, однако потребность в них довольно постоянная и частая.

Критериями XYZ-анализа могут быть стабильность продаж и доходность товаров.

В рассматриваемом сценарии приведён расчет для случая, когда ряд данных не содержит пропуски. Описание для рядов содержащих пустые значения приведено в практическом разделе модуля BG.170 образовательного портала.

Алгоритм

  1. Определить объекты анализа (клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица и т. п.).
  2. Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта (средний товарный запас, объем продаж, доход, количество единиц продаж, количество заказов и т. п.).
  3. Определить период и количество периодов, по которым будет проводиться анализ (неделя, месяц, квартал, полугодие, год).
  4. Определить коэффициент вариации для каждого объекта анализа:
    • определить средние продажи за месяц (агрегация при группировке не требует дополнительного введения формул);
    • определить стандартное отклонение вариационного ряда (агрегация при группировке не требует дополнительного введения формул).
  5. Отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации.
  6. Определить группы X, Y и Z.
Рисунок 1 – Сценарий XYZ-анализа
Рисунок 2 – Результирующая таблица по АВС- и XYZ-анализу

Рекомендуемое распределение:

  • Группа X – объекты, коэффициент вариации значение по которым не превышает 10%.
  • Группа Y – объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%.
  • Группа Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.

Важно: данный метод анализа имеет смысл, если количество анализируемых периодов больше трех; чем больше количество периодов, тем более показательными будут результаты. При этом сам период должен быть не меньше чем горизонт планирования, принятый в компании.

XYZ-анализ представляет интерес для дистрибьюторов и производителей, имеющих свои склады. Любая закупка связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т. д), а также с прямыми рисками, например, списание товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия. Применяя XYZ-анализ в отношении своих клиентов, можно строить прогноз продаж на будущие периоды, разрабатывать специальные программы для постоянных лояльных (не подверженным различным всплескам заказов) клиентов. А также проводить различные мероприятия по переводу клиентов из группы Y, Z в группу X.

Требования к данным

Имя поляМетка поляТип данныхВид данных
GoodsТоварСтроковыйДискретный
MonthМесяцСтроковыйДискретный
QuantityКоличествоВещественныйНепрерывный

Сценарий