Вход
Регистрация

Войти c помощью аккаунта

ABC-анализ

ABC-analysis

ABC-анализ обычно применяют для исследования влияния отдельных товаров на общий результат, частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объему сделанных ими заказов.

Описание

В основе АВС-анализа лежит правило Парето: "20% усилий дают 80% результата".

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Объектами анализа могут стать товарные группы, товарные категории, товарные позиции, конкретные бренды, поставщики продукции, клиенты компании. В качестве критериев анализа можно использовать объем сбыта, величина прибыли, количество заказов, сумма покупок и т. д.

Результатом АВС-анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. Такой способ категорирования подсказывает, что нужно вести пристальный контроль за дорогостоящими запасами класса A, можно слабее отслеживать состояние объектов в классе B и меньше всего заботиться о классе C.

Алгоритм

  1. Определить объекты анализа (клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица и т. п.).
  2. Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта (средний товарный запас, объем продаж, доход, количество единиц продаж, количество заказов и т. п.).
  3. Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра.
  4. Для определения принадлежности выбранного объекта к группам А, В или С необходимо:
    • рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов;
    • рассчитать эту долю с накопительным итогом;
    • присвоить значения групп выбранным объектам.

Сценарий АВС-анализа

Рекомендуемое распределение:

  • Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров.
  • Группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50% до 80% от общей суммы параметров.
  • Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80% до 100% от общей суммы параметров.

Важно: Данное распределение не является универсальным, определение объектов, параметров и долей групп должно проводиться с учетом специфики бизнеса.

АВС-анализ – наиболее популярный метод для изучения ассортиментной политики, который можно с большим успехом применить к управлению запасами. ABC-анализ обычно используют с целью отслеживания объемов отгрузки определенных артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объему сделанных ими заказов.

Требования к данным

Имя поляМетка поляТип данныхВид данных
GoodsТоварСтроковыйДискретный
SalesОбъём продажВещественныйНепрерывный

Сценарий